“Спотлайт”: Фильм, который получил Оскар и всех удивил

Текст: Ольга Руденко

Морган Фримен хитро улыбнулся, когда распечатал конверт с названием лучшего фильма года сегодня на церемонии Оскар. Фильмом года стал “Спотлайт” (“В центре внимания”), картина о журналистах.

У букмекеров лидировал не он, а “Выживший” (“The Revenant”) - эпический фильм, в котором Леонардо ДиКаприо на протяжении трех часов почти умирает, но старается выжить, чтобы разобраться с хитрожопым Томом Харди, который бросил его умирать.

Высокие шансы “Выжившего” на победу объяснялись двумя вещами. Во-первых, это действительно отличный зрелищный фильм, шикарно снятый и сыгранный. Во-вторых - в нем есть идеологическая и социальная составляющая, что для Оскара может быть решающим фактором. Фильм затрагивает сразу две важные для американцев темы - угнетение коренных американцев (индейцами их называть неприлично) и борьба человека и природы, которая лично у Хью Гласса закончилась дзэном, а в нашей реальности - глобальным потеплением и прочей дрянью.

После “Выжившего” у букмекеров шел “Спотлайт” вместе с еще одной картиной - “Игрой на понижение” (“The Big Short”). Интересно, что все три фильма-лидера основаны на реальных событиях. Кстати, настоящий Хью Гласс прополз со сломанной ногой 320 километров и так и не убил Фицджеральда, который оставил его умирать.

“Игра на понижение”, отличный фильм про причины финансового кризиса 2008 года, получил только один Оскар - за лучший адаптированный сценарий (фильм снят по одноименной книге).

“Спотлайт” - однозначно самый незрелищный из этой тройки. Первую половину фильма нужно напряженно следить за диалогами героев, которые большую часть времени сидят в офисе и безжалостно жонглируют датами и похожими именами без всяких подсказок зрителю. Совсем по-другому поступили сценаристы “Игры на понижение” - они напичкали фильм про финансы шутками, эксцентричными героями и вставили комедийные сценки, где сложные банковские понятия объясняют на примере Селены Гомес, проигрывающей в казино.

maxresdefault
Вот такая картинка на экране почти весь фильм. Команда Спотлайт и главный редактор The Boston Globe, который очень сопереживает расследованию.
“Спотлайт” вообще не заигрывает со зрителем. Фильм рассказывает о группе журналистов газеты The Boston Globe, которые расследуют случаи совращения детей католическими священниками в Бостоне и окрестностях. На дворе 2001 год, об отдельных случаях педофилии среди священнослужителей известно, но их очень мало.

Спотлайт - команда из трех журналистов и редактора, которые занимаются расследованиями. На каждый проект у них уходит от нескольких месяцев до года.

В деле про церковь у каждого есть личный интерес: одна журналистка - из очень верующей семьи. В середине расследования она понимает, что больше не может ходить в церковь. Другой журналист обнаруживает, что один из священников-педофилов живет на его улице. Он никому не может рассказать, в чем дело, потому что расследование конфиденциально, поэтому просто вешает на холодильник записку большими буквами “Дети, держитесь подальше от дома №127”.

Третий - неверующий, который в глубине души надеялся когда-нибудь обрести Бога и боится, что теперь этого не случится. Четвертый чувствует вину, потому что десять лет назад не обратил внимания на присланные в редакцию документы по священникам-педофилам и не начал расследование раньше.

Журналисты начинают с расследования одного случая, в котором священник не понес наказание за растление детей, а в итоге находят больше 100 пасторов в одном только Бостоне, которые делали тоже самое. Церковь была в курсе, но каждый раз заминала расследование с помощью дружественного адвоката и переводила пастора в другой приход.

Рейчел МакАдамс в роли журналистки, которая расследует дело священников-педофилов.
Они говорят с жертвами и обнаруживают, что священники-педофилы всегда выбирали детей, которые были психологически уязвимы, и находили к ним подход. Например, для мальчика из очень бедной семьи внимание пастора стало компенсацией за невзгоды дома. А напуганный двенадцатилетний мальчик, который начал осознавать свою гомосексуальность, сразу доверяется священнику, который говорит ему, что быть геем - нормально.

Когда сенсационное расследование, наконец, выходит, в конце статьи газета указывает номер телефона отдела Спотлайт, чтобы другие жертвы священников могли рассказать журналистам свои истории - и телефон разрывается от звонков.

После первой статьи, журналисты Спотлайт выпустили целую серию материалов про священников-педофилов. На сайте The Boston Globe они выложены в виде таймлайна.

Ту самую первую статью, выходом которой заканчивается фильм, можно прочитать здесь.

Вся подборка материалов The Boston Globe про это расследование и фильм “Spotlight” есть здесь (пять статей можно посмотреть бесплатно). А здесь можно посмотреть на настоящих героев этой истории рядом с актерами, которые их играют.